Корзина
+7(342) 287-18-82 +7(909)114-59-59 Режим работы

Smart TV против консолей: ультимативный гайд по истории противостояния

Главная / Статьи / Smart TV против консолей: ультимативный гайд по истории противостояния


Smart TV против консолей: ультимативный гайд по истории противостояния

Что общего у брелока с открывашкой и Nokia 1110 с фонариком? Например, обоими можно откупоривать бутылки. Но правильный ответ — многофункциональность. Все эти двусторонние куртки, швейцарские ножи и часы с калькулятором создавались с одной-единственной целью (кроме заработать денег, разумеется) — упростить их владельцу жизнь. Всегда удобнее пользоваться одним девайсом, который «и швец, и жнец, и на дуде игрец», чем покупать кучу приспособлений с одной-единственной функцией. Что поделать, лень — двигатель прогресса.

К чему всё это в материале про телевизоры? Аналогия, друзья. Как-то незаметно краеугольный камень гостиных прошёл по пути медиакомбайнов и смартфонов, и уже готов к последнему витку эволюции — скоро стартуют официальные продажи телевизоров под управлением Android TV.

В эпоху, когда даже холодильники оснащают сенсорными дисплеями, а утюги — модулями Wi-Fi, этот шаг выглядит не просто закономерным, но чуть ли не запоздавшим. Ну да лучше поздно, чем никогда. Гораздо интереснее проследить путь, которой прошли телевизоры, и понять, куда он ведёт. Ведь, в отличие от сказки о Золушке, эти тыквы превратились в роскошные кареты не по щелчку пальцев.

Родила царица в ночь

Первая попытка скрестить телевизор с другим устройством была предпринята ещё в 1976 году компанией Magnavox, которая знаменита выпуском домашней игровой консоли Odyssey. В комплекте поставки Magnavox TV Model 4305 шли проводные контроллеры, а в остальном с виду это было такое же громоздкое чудище с кинескопом и фанерной обивкой, как и менее продвинутые собратья.

Волшебство начиналось по нажатию кнопки на лицевой панели. Минуту назад вы смотрели «Кабачок 13 стульев» — щёлк! — и вот уже играете с товарищем в теннис. Впрочем, безумной популярности изобретение не снискало. Тем не менее, люди давно поняли, что нет комбинации лучше, чем ящик и приставка. И хотя до звания «умного» Magnavox было — как до Пхеньяна окарачь, прецедент был создан, и вскоре появились последователи.

В 1983-ем в Японии начались продажи Sharp Nintendo Television и Pioneer SEED со встроенными NES и SEGA SG-1000 соответственно. В отличие от Magnavox TV, оба обладали разъёмами для картриджей, но работали всё так же в двух режимах. Как вышло, что мы ни сном, ни духом ни об одной из этих замечательных разработок? Просто за все эти годы они так официально и не выбрались за пределы Японии. Культурные особенности, что поделаешь...

Следующий серьёзный прорыв для игровых телекомбайнов наступил в 2000 году вместе с релизом Dreamcast Divers 2000 CX-1. И это было уже нечто большее, чем гибрид телевизора и приставки c CD-приводом — ведь в комплекте, кроме геймпада, шли также клавиатура и web-камера Dreameye. Операционная система на базе Windows CE и набор сетевых интерфейсов позволяли без проблем выходить в Интернет и участвовать в видеоконференциях. А фирменный браузер Dream Passport 3 не только умел воспроизводить MP3-файлы и видео в формате MPEG, но ещё и мог быстро (насколько позволяла телефонная линия) качать образы игр для встроенных в девайс эмуляторов Mega Drive и PC Engine с сервера SEGA. Чувствуете размах?

На этом бы и закончилась история гибридных устройств такого рода, если бы в 2010 году в Sony не задумались об утилизации нераспроданных PlayStation 2. А как ещё объяснить появление ограниченного тиража телевизоров со встроенной PS2 спустя четыре года после релиза PS3? Прибор был не то, чтобы топовым, но, вопреки скептицизму, в хозяйстве вещь оказалась крайне полезной. Тут и возможность запускать игры не только для второй, но и первой PlayStation, и смотреть фильмы на DVD. ТВ свободно читал несколько форматов видео с флэшки, был оснащён разъёмами HDMI и Ethernet — так что Youtube тоже был в шаговой доступности. В общем, это оказался абсолютно самодостаточный медиакомбайн и серьёзная игровая система в одном тонком корпусе, но… На этом история с попытками слить воедино телевизор и консоль закончилась.

Описанные выше случаи были скорее исключениями из правила. Негласного правила, согласно которому каждый второй телевизор, начиная с середины девяностых, должен обладать встроенным «Тетрисом». Не задалось у гибридов с массовой популярностью по понятным причинам: телики и так были чуть ли не в каждой семье, зачем покупать ещё один? Как показала практика, приставки приходят и уходят, а хороший «ящик» может служить годами.

Чему ещё нас учит эта история, так это тому, что ориентировать встроенные игровые решения на хардкорных геймеров — гиблое дело. Самым живучим оказался тот самый тетрис — идеальный выбор для маленьких детей и поколения постарше. Для тех, кому большего от интерактивных развлечений и не нужно.

Прямое назначение

Параллельно с игровыми активное развитие получали и мультимедийные функции. Так, в 1974 году в Великобритании была запущена первая служба телетекста Ceefax, а к девяностым технологией активно пользовалось большинство российских телеканалов. Если кто не помнит, телетекст позволял почитать новости в старомодном меню, узнать прогноз погоды или программу телепередач, даже подключить субтитры. Бесплатно и без лишних проводов. В середине восьмидесятых самое широкое распространение получили ТВ со встроенными проигрывателями видеокассет (видеодвойки), на смену которым в начале нулевых пришли интегрированные DVD-плееры. Продвинутые пользователи могли заметить нехватку опций, но для не замороченного киномана — вполне себе решение.

В 1993 году Apple выпускает Macintosh TV — причудливое устройство с пультом дистанционного управления, клавиатурой, мышью и двумя режимами работы. В первом — полноценный компьютер, во втором — обычный телевизор. Но девайс не снискал популярности и продался тиражом всего в 10 тысяч, поэтому уже через год производство свернули. Аналогов история не знала, да и не было в них смысла: с изобретением ТВ-тюнера любой компьютер смог выполнять функцию телевизора, а это уже совсем другая история.

В 1996-ом компания WebTV Networks представила WebTV — приставку, которая открывала телевизору окно в Интернет и позиционировалась, как простой в освоении компьютер для неуверенных пользователей. Потенциал изобретения оказался настолько велик, что уже в следующем году компанию купила Microsoft и переименовала устройство в MSN TV. Корпорация задумала навсегда установить новый стандарт потребления цифрового контента. Наполеоновским планам помешала специфика платформы, которая не успевала за прогрессом и обновлялась выпуском новых ревизий. Однако Microsoft не сдавалась на удивление долго — сервис был окончательно закрыт лишь в январе 2014.

На этом интеллектуальное развитие «ящиков» остановилось, пока в 2007-ом компания Стива Джобса не выпустила в продажу Apple TV — приставку, которая превращала ТВ во многофункциональный сетевой комбайн. Последняя ревизия от 2013-го с технологией AirPlay поддерживает моментальную синхронизацию с любым iOS-устройством и позволяет запускать любые приложения и игры на большом экране, но это вы и так наверняка знаете.

Дурак, осознавший, что он дурак, уже не совсем дурак

Однако всё это были периферийные устройства. В середине нулевых сами телевизоры по уровню функциональности находились где-то в семидесятых. Росли диагонали и качество картинки, вводились новые стандарты подключения, но сценарий использования так и не поменялся.

Первые серьёзные подвижки начались в 2003 году, когда Sony основала некоммерческую организацию Digital Living Network Alliance. Её суть сводилась к установлению единых стандартов для организации беспроводной домашней сети между различными устройствами. Проще говоря, Sony хотела, чтобы мы могли без ограничений соединять телевизоры, компьютеры, телефоны, принтеры, медиаплееры, консоли и всё остальное добро любых брендов. Альянс неторопливо принимал членов и строчил гайдлайны, а потом — БУМ! — в 2009 году началась официальная сертификация телевизоров с функцией Smart TV. По состоянию на прошлый год в DLNA состоит уже более 200 производителей, а сертификацию прошли три миллиона девайсов.

Телевизоры перестали быть вещью в себе, беспомощной без сторонних решений. Они научились свободно подключаться к сети и предоставили безграничный доступ к любым форматам мультимедиа.

Такой поворот не мог не привлечь внимания Google, которая усмотрела новый рынок для своей ОС, и уже в 2010 году, заручившись поддержкой Sony и Logitech, представила Google TV — телевизионную программную платформу на базе суперзвезды мобильных операционных систем. Производство целиком легло на плечи сторонних вендоров, так что форм-факторы были разные — от умных медиаплееров до internet-ready телевизоров. Неизменным оставалось одно: ваш прямоугольный друг получал фирменный интерфейс, браузер Chrome, доступ к онлайн-контенту и стриминговым сервисам, а чуть позже — возможность качать и запускать некоторые игры и приложения.

Следующим этапом стало изобретение Android-донглов, главным из которых стал Chromecast. Девайсы, похожие на флэшку, делали всё то же, что и Google TV, плюс позволяли передавать в телевизор картинку не только с телефона и планшета, но и из браузера на компьютере.

Возможность запускать мобильные игры на ТВ нешуточно заинтересовала многих производителей техники. И начался бум домашних микроконсолей на Android, самым ярким представителем которых оказалась Ouya.

Они позиционировались как бюджетное решение для неприхотливой казуальной публики, но вот парадокс: интерес проявили как раз в основном прожжённые геймеры. И то сказать: на кой ляд человеку, который всего-то пару часов в неделю намерен повзрывать карамельки, покупать технику специально для этих целей? Волна интереса всего за год сошла на нет, хотя некоторые производители с упорством мазохистов продолжают анонсировать такие решения по сей день.

Новая эра

Наступил 2015 год — и, похоже, все эти донглы и медиаплееры скоро навсегда покинут прилавки. Добро пожаловать в эру настоящих Smart TV, которые меряются уже не характеристиками дисплея! Если в прошлом году при покупке телевизора мы в последнюю очередь задумывались об операционной системе, то в этом, похоже, выбирать мы их будем так же, как выбираем смартфоны: сначала ОС, потом всё остальное. Дело в том, что в войну за наши кошельки вступили сразу четыре крупных корпорации — и каждая со своей операционкой. Tizen у Samsung, Firefox у Panasonic, WebOS у LG.

Но безусловным фаворитом выглядит Google со своей Android TV. Бесспорно — открытая платформа вновь привлечёт тысячи девелоперов. И уже совсем скоро по сценарию использования телевизоры станут напоминать огромные стационарные смартфоны — с кучей полезных приложений, виджетов и… игр. Собственно, этот кейс уже имеет место быть — например, в последних моделях телевизоров Philips. Не стоит сомневаться и в выдающихся мультимедийных возможностях — дыра в семейном бюджете, вызванная желанием подписаться на все онлайн-сервисы разом, не просто гарантирована, а даже запланирована.

Но что с игровым направлением? Неужели умные телевизоры и правда «убьют» консоли? Технический руководитель Android TV Крис МакКиллоп уверяет, что мобильные GPU по вычислительной мощности уже вплотную приблизились к приставкам прошлого поколения. Единственным сдерживающим фактором до сего дня оставались не слишком ёмкие батареи смартфонов, но в случае с телевизорами эта проблема решается сама собой. Директор по технологиям NVIDIA Рев Лебаредян утверждает, что новые чипы семейства Tegra спокойно «тянут» Unreal Engine 4 — и это в то время, как Epic Games делают свой популярный движок бесплатным. В теории всё это должно привести к наводнению AAA-блокбастеров с графикой консольного уровня.

Но как тут не вспомнить слова Сергея Орловского (на фото справа) из Nival: «Игра — это не технологии, это совокупность интерфейса и геймплея, который адаптирован под определённую платформу». Директор экосистемы ARM Низар Рамдан также считает управление одной из главных проблем. Учитывая, что среди прочих фич маркетологи Google указывают cross-save, рискнём предположить, что большую часть игровой библиотеки Android TV составят адаптированные версии мобильных игр.

Остаётся догадываться, как разработчики будут совмещать в одном проекте сенсорное управление и поддержку геймпада. И тут возникает ещё один вопрос. Согласно здравой логике и отчётам App Annie, львиную долю самых популярных мобильных игр составляют казуалки. Это Asphalt на большом экране, что ли, «убьёт» консоли? Нет, уважаемые, в том-то и суть.

История показала, что для такой популярной в народе вещи, как телевизор, нет более гармоничного дополнения, чем простые и весёлые игрушки, за которыми любой может провести несколько приятных минут в день. Этим и станет игровая составляющая Android TV — закономерной эволюцией встроенного тетриса и приятным дополнением к широким мультимедийным возможностям.

Единственный шанс для телевизора стать хардкорной игровой платформой кроется в стриминговых технологиях вроде NVIDIA GRID. Однако и мы, и директор экосистемы ARM уверены, что пропускная способность нынешних сетей не позволит стать этому явлению массовым. А значит, консоли так никто и не убьёт. Во всяком разе — не в этом поколении.


Назад



На данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Подробнее.